-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в la-ven-der

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 11.04.2016
«аписей: 81
 омментариев: 106
Ќаписано: 224

»стори€ жизни (глава из "«олотой жилы" ƒж. эмерон)

„етверг, 28 јпрел€ 2016 г. 21:31 + в цитатник
»—“ќ–»я ∆»«Ќ»
 
ƒорога к про€влению себ€ в искусстве пролегает через самопознание. Ѕолее того, познать нужно не свой разум, а сердце. „то любите, что терпеть не можете, душевные раны, победы, страхи, потери, мгновени€ славы — все это хранитс€ именно в нем. »скусство рождаетс€ в сердце.
 
√овор€ о творческом самовыражении, мы редко задумываемс€, что творчеством мы выражаем самих себ€. ≈сли же мы не видим и не слышим свое истинное "€", погребенное под чужими воспри€ти€ми, ничего удивительного, что нам нечего сказать. „тобы быть по-насто€щему творческой личностью, думаем мы, надо объездить целый мир, пожить в ѕариже, угодить в тюрьму в ћарокко, посидеть на игле или очутитьс€ в окопе с пулеметом… ћол, только тогда из нас может получитьс€ насто€щий писатель или художник…  ороче говор€, нам кажетс€, что всего перечисленного мы слишком скучны, серы, слишком "обыкновенны".
 
„епуха! ¬ вашей жизни было столько всего интересного. » вам скоро предстоит узнать, чего именно. ¬ы сами напишете об этом и направите свою жизнь в нужное русло. √лавное — писать именно о своей жизни.  огда вы изложите факты и собственную реакцию на них, начнет вырисовыватьс€ ваша собственна€ верси€ самого себ€.
 
Fairytales:
 
 
»стори€ моей жизни, как мне рассказали, начинаетс€ с рождени€ в прозрачный заснеженный зимний день — мо€ мама как раз такие любит. Ќо € бы начала не так. ћои собственные ранние воспоминани€ датируютс€ примерно тем временем, когда € уже научилась ходить. ѕомню, как ползком пробираюсь под забором за дикими цветами в окружении зловещих соседских коров.
 
ћежду этими двум€ началами очень важна€ разница. ¬ первом рассказчик — мо€ мама. я — ее ƒжули, еще одно сокровище в коллекции из семерых детей. ≈е верси€ рассказа подчеркивает ее любовь к красоте, пор€дку, €сности, совершенству: прозрачный зимний день. ј в моей пор€дка гораздо меньше, зато куда больше тепла, приключений и радости. –иск в ней св€зан с наградой. ќтважьс€ прокрастьс€ мимо непредсказуемых коров — и сможешь сорвать дикий цветок.
 
ƒругими словами, наши с мамой воспоминани€ построены на совершенно разных аккордах и по-разному отражают черты наших характеров. ћо€ мама была меланхоличной арфой. я же отправилась вслед за дудочкой. ћен€ привлекали шалости и веселье, простые земные радости. Ќе случайно моими любимыми геро€ми были ѕестрый ƒудочник из баллады –оберта Ѕраунинга и ѕитер ѕэн. ј вот маме больше нравилась сказка о —нежной  оролеве. ≈е мечты и воображение отличались от моих.
 
ћама рассказала мне еще одну историю из моего детства. ќна тогда читала мне "јлису в —тране „удес".  нижка мне понравилась настолько, что очень захотелось пережить то же самое. », естественно, когда € нашла какие-то поганки, то немедленно решила их попробовать. я отчетливо помню, как мен€ везли в больницу. ѕомню добрую рыжеволосую медсестру, и как мне промывали желудок. ј мама помнит, что € "напугала ее до смерти".
 
— ее точки зрени€, эта истори€ только подтвердила, что € непослушный, непредсказуемый и даже опасный ребенок. ј € совершенно не помню никакого страха. «ато помню, как увидела грибы. ѕомню собственное любопытство. Ќеужели, если € съем один, то и правда уменьшусь?
 
ћаме хотелось €сности и пор€дка — в доме, где семеро детей! ћне — приключений и новых открытий. я не пыталась ей противоречить. ќна не хотела ограничивать мен€. Ќо наши нужды, характеры и взгл€ды сильно различались. ћы старались договоритьс€ во им€ любви и гармонии в доме.
 
” многих из нас похожа€ истори€. —лишком часто мы позвол€ем мечтам родителей зан€ть место наших собственных. Ќапример, аптекарь, который всегда мечтал быть доктором, может видеть в своем сыне будущего хирурга. »ли, наоборот, мать, котора€ зарыла свой актерский талант в землю, не замечает блест€щих актерских способностей дочери.
 
я не говорю, что нам сознательно, преднамеренно нав€зывают чужие взгл€ды. ѕросто нас воспитывают так, чтобы другим было проще нас пон€ть и прин€ть.
 
ѕозвольте мне поделитьс€ с вами еще одной историей, которую мо€ семь€ с удовольствием пересказывает до сих пор — еще один пример моего "сумасбродства". (я рассказываю столько историй, только чтобы показать, как убедительно бывает привычное представление о самом себе и как трудно начать сомневатьс€ в нем).
 
ћне было п€ть, когда € нашла на мощеной площадке за домом красивого черв€ка, разрезанного пополам — обе его половинки извивались и истекали зеленой кровью. Ёто мамина т€пка нанесла такой сокрушительный удар. ≈два завидев его, € в мгновение ока слетала обратно в дом за лейкопластырем и склеила бедн€гу.
 
"ј когда половинки снова расползлись, ты так горько плакала!" — гласит истори€. ћо€ семь€ тогда еще раз убедилась в моей "ненормальности". Ќо это всего лишь одна из возможных интерпретаций. ѕока € не начала работать с приемами, описанными в этой книге, € принимала ее как единственно верную. ј когда сама по-новому посмотрела на тот случай, то истолковала его уже по-другому. “еперь эта истори€ говорит мне, что по природе € целитель.
 
я убеждена, что истории, хранить и рассказывать которые мы выбираем сами, а не наша родн€, — это истинные истории, которые помогут нам стать самими собой и зажечь огонь в сердце. ѕока мы не вспомним и не признаем их, очень велика опасность, что мы так и будем принимать чужие рассказы и представлени€ о нас за свои собственные. Ќо верить чужим истори€м о нашей жизни — опасно и вредно.  ак часто на ваших глазах кто-либо соглашаетс€ с ограничени€ми, которые вам кажутс€ ложными? » как радостно, когда кто-то — будь то герой фильма или ваша тет€ — обретает €сность и смелость, чтобы возвыситьс€ над обсто€тельствами.
 
Ќам просто необходимо научитьс€ различать негативные истории, которые мешают нашему росту. ќдна мо€ знакома€ всю жизнь считала себ€ «олушкой. –абота€ с историей собственной жизни, она вдруг осознала, что всегда была гадким утенком. Ќе обиженной сестрой, а непризнанным лебедем. » только пон€в это, она перестала ждать прекрасного принца и отправилась на поиски стаи лебедей. (»менно там ее и нашел принц.)
 
"Ќо ƒжули€! — часто спрашивают мен€. — ј что если у мен€ нет таланта? „то если € выйду из творческого тупика только дл€ того, чтобы стать графоманом?"
 
“еперь мне кажетс€, что вопрос состоит совсем не в этом. Ќа самом деле он примерно таков: "ј что если у мен€ есть дар и способности, но в этой жизни € так и не осмелюсь ими воспользоватьс€?" ¬от в чем вопрос — и насто€ща€ трагеди€.
 
"ј что если € по природе робкий, застенчивый человек?" — "ј что если по природе вы необыкновенны, но просто не желаете поверить в себ€?"
 
— этого вопроса мы и начинаем. ћы пишем автобиографию, но пишем ее не как произведение искусства, а с практической целью: чтобы отыскать в ней подробности, которые пригод€тс€ нам в любом виде творчества. ѕусть наша жизнь послужит нам материалом.
 
ќщущать собственную у€звимость подчас очень нелегко. «аново переживать болезненные моменты даже тридцать лет спуст€ бывает мучительно. »менно поэтому полезно не забывать, что, описыва€ какое-нибудь происшествие, мы также можем и переписать его заново. ѕозвольте мне привести пример.
 
¬ восемнадцать лет  эролин поступила в колледж и была приглашена участвовать в местном конкурсе красоты. “огда это показалось ей злой шуткой. ¬ школе  эролин — дурнушку из большой семьи, полной прекрасных сестер, — прозвали "ботанкой", и она совершенно не была готова признать, что так же красива, как и сестры. ј новые сокурсники видели ее впервые и пон€ти€ не имели, что над ней надо сме€тьс€.
 
 огда  эролин писала историю жизни и дошла до этого эпизода, ее переполнили противоречивые эмоции: печаль, гордость, гнев.
 
"—разу захотелось позвонить маме и сказать: "ѕочему ты не говорила мне, что € красива€? ћне бы понравилось быть красивой!""
 
¬место этого  эролин не могла научитьс€ довер€ть мужчинам и их побуждени€м. "я всегда видела в себе "ботанку". ѕредставл€ете, как € удивл€лась, когда мужчины начинали за мной ухаживать? я была уверена, что они это делают из жалости".
 
∆аль только, что ей столько лет не удавалось насладитьс€ своей красотой.  огда мужчины находили ее привлекательной, она понимала их превратно, пугалась и тер€лась. –абота€ над историей жизни, она, наконец, пон€ла, что всегда была не только умной, а еще и красивой. ѕоскольку раньше она всегда завидовала хорошеньким девушкам, а себ€ считала гадким утенком, ее мнение о себе очень переменилось.
 
–ассказыва€ свои истории, мы можем увидеть в них неожиданные причинно-следственные св€зи. Ќа прот€жении многих лет –оза стыдилась одного периода в молодости, когда непон€тно почему вдруг переспала с шестерыми из своих друзей.
 
"я спала не со случайными знакомыми, а с людьми, которых знала слишком хорошо. ≈ще повезло, что наша дружба не пострадала — чего не скажешь обо мне!"
 
–абота€ с историей жизни, –оза осознала еще кое-что: "ƒа, мои родители тогда развелись, подруга попала в больницу от передозировки, вот € и слетела с катушек… “ак что не така€ уж € и сумасшедша€!"
 
¬первые она пон€ла, почему так поступила. ¬первые она почувствовала не стыд, а жалость к той, юной, себе. ≈й тогда нужен был вовсе не секс, а поддержка и чувство защищенности. »менно поэтому она выбрала друзей, а не случайных знакомых, но все они были так молоды, неопытны и думали совсем не головой…
 
 огда случатс€ озарени€ такого рода, вы, наверное, пожелаете остановитьс€ и хорошенько поразмыслить. Ќе останавливайтесь. ѕодобные открыти€, конечно, прекрасны, но они лишь средство, тогда как цель — творческое возрождение. ј это значит, что вам еще над многим придетс€ поработать. ѕоэтому продолжайте двигатьс€ вперед.
 
ѕредставьте себе, что путешествуете из одного конца страны в другой. ≈сли останавливатьс€ на каждом интересном месте, то не доберетесь и до половины пути. (“уда можно будет вернутьс€ позже — именно этим мы и займемс€, когда будем работать с "чашами".)
 
 огда пишете историю жизни, очень важно не останавливатьс€. ѕишите быстро и не редактируйте. Ёто не сочинение и не урок чистописани€, совсем наоборот. Ёто лечит, но это не лечение. ѕредставьте себе, что это археологи€. ¬ы ищете себ€. Ќе мудрите. Ёто вовсе не искусство. ќписание жизненных событий может стать сильным переживанием, даже катарсисом. ј может, все это, напротив, покажетс€ скучным и далеким. Ќе дайте себ€ одурачить. ѕродолжайте писать.
 
Ќе гонитесь за эмоци€ми. — другой стороны, если вдруг вас переполн€т чувства, не забывайте: какими бы сильными они ни были, они все равно пройдут сквозь вас, будто волны.  ачайтесь на этих волнах и не пытайтесь исследовать глубины.  ак говорил один детектив из старого телесериала: "“олько факты, мэм. “олько факты".
 
»ногда на некоторые из них вы сумеете посмотреть по-новому: "ј потом мы переехали в прекрасный дом в престижном районе… Ќет, постойте! ћне там совсем не нравилось! ѕо крайней мере, поначалу. ћне там было одиноко. “олько три года спуст€ у мен€ по€вились первые друзь€…"
 
Ќе волнуйтесь, если сначала выкладывать все на бумагу будет трудно и неуютно. Ёто естественно. ќднако мой опыт подсказывает, что написание автобиографии придает нам силу: постепенно по€вл€ютс€ первые проблески сочувстви€ и прин€ти€ самого себ€.
 
 огда ћайкл писал историю жизни, то впервые осознал, что с детства любил писать, но жестка€ критика его школьного учител€ по литературе едва не прикончила эту любовь.   собственному удивлению, он обнаружил, что всегда продолжал это делать в скрытых формах, вроде писем к друзь€м и политических речей дл€ чужих грандиозных проектов. ¬место того чтобы бить себ€ по голове за упущенные годы, он пон€л, что никогда не прекращал писать, защища€сь от критики анонимностью. ¬первые он почувствовал жалость к себе, но также и уважение — к той своей части, что не позволила ему бросить любимое дело.
 
 огда € преподавала в университете Ќортвестерн, то познакомилась с работой писател€ и преподавательницы  эрол Ѕлай, котора€ требовала от всех начинающих литераторов написать автобиографию. ѕрекрасна€ иде€, подумала € и задала то же самое своим студентам-сценаристам. ≈е цели были схожи с моими — пробудить в человеке истинный голос. –езультатом такой работы становитс€ самобытное, оригинальное творчество.
 
ќднако вскоре € обнаружила еще один положительный эффект, причем не менее ценный: истори€ жизни не только служит нам исходным материалом дл€ творчества, но и дарит уверенность в себе. “ворческим люд€м нужны не только образы, но и внутренние силы, чтобы оперировать ими. — тех пор € всегда задаю это упражнение и его вариации ("чаши", к которым мы еще вернемс€) своим ученикам.
 
ѕозвольте заметить: € прекрасно знаю, насколько пугающим оно может быть. ƒаже зна€ о возможной пользе, иногда так трудно бывает просто сесть и написать. ≈сли вдруг застр€нете или пожелаете немного себе помочь, попробуйте сделать вот что.
 
–азделите тетрадный лист по горизонтали на три части. ¬верху напишите "1–5 лет". ¬ центре "5-10 лет". » внизу "10–15 лет". Ќа следующем листе — то же самое, пока не дойдете до нынешнего возраста. » в каждом участке ответьте на следующие вопросы:
 
· √де вы жили?
 
· — кем проводили врем€?
 
· — какими животными дружили?
 
· Ћюбимое блюдо?
 
· Ћюбима€ игра?
 
· Ћюбима€ музыка?
 
· Ћучший друг?
 
· Ћюбимые игрушки?
 
· Ћюбимые зан€ти€?
 
· Ћюбимые увлечени€?
 
· Ћюбима€ одежда?
 
·  акие важные событи€ произошли тогда?
 
· „то вы помните €рче всего?
 
Ќе удивл€йтесь, если некоторые ответы будет трудно отыскать. Ёто "посевное" упражнение. «адава€ такие вопросы, будто сажа€ семена, мы стимулируем поток воспоминаний. ј всходы могут по€витьс€ не сразу. »мейте терпение. Ќе беспокойтесь. ¬ы всего лишь помогаете себе. ¬ конце концов вы все равно обогатите свои запасы образов и индивидуальность.
 
ƒаже если не писать св€зного текста, а всего лишь ответить на эти вопросы, уже можно многое осознать.  огда € пытаюсь представить, какой была от п€ти до дес€ти лет, то вспоминаю, как собирала в лесу фиалки: наполн€ла доверху красную тележку и толкала ее домой. ѕомню себ€, мозоли на руках, помню, как привозила одну тележку за другой и высаживала "ведьмины кольца" вокруг дубов в нашем дворе. «наете ли, мо€ грустна€ мама очень любила фиалки, и € думала, что, пусть мне будет т€жело, но если € привезу достаточно цветов, то смогу ее развеселить.
 
” каждого из нас есть такие истории. ¬оскреша€ их в пам€ти, мы воскрешаем и собственное представление о себе. ѕоэтому € прошу вас описывать все очень подробно. ¬споминайте.
 
¬ восемь лет вы переехали и расстались с лучшей подругой. ¬ семье считаетс€, что этот переезд принес всем огромную радость. ¬ы выбрались из шумного и душного центра в умиротворенный пригород, поселились в "прекрасном новом доме, где все мы были так счастливы…"
 
» вы тоже?
 
ћожет, вы скучали по своей подруге. ћожет, зелена€ лужайка у дома ничего не значила дл€ вас после веселых приключений в городских дворах. Ёто ваша истори€. Ќе забывайте об этом. Ќе критикуйте и не сортируйте написанное. ≈сли вдруг вспомнили что-нибудь — чудную настольную лампу с разноцветным абажуром или двухъ€русную кровать — довер€йте пам€ти и записывайте. "Ћампа". " ровать". «апах сирени, что росла за вашим окном, когда вам было дес€ть, может быть разгадкой, почему вы всегда так любили цветы. » чтобы достичь душевного равновеси€, вам — уже взрослому — цветы могут оказатьс€ просто необходимы.
 
ќднажды утром, во врем€ недавней поездки в ћиннесоту, € отправилась по делам в город и там, пр€мо на улице, случайно заметила одинокую и прекрасную фиалку, что выгл€дывала из трещины в бетонных ступеньках. я мгновенно вспомнила маму, умершую п€тнадцать лет назад. ¬спомнила самый большой ее сад: с пионами, вьющимис€ розами и высокими €рко-синими цветками живокости.  роме того, € вспомнила свою милую детскую надежду, что тележка фиалок сможет сделать маму счастливой.
 
 огда пишете, позвол€йте себе чувствовать. ѕомните, что только вы сами должны решить, важным ли было то или иное событие. Ћюбимый попугайчик, вылетевший в окно, мог повли€ть на вас гораздо больше, чем рождение младшего брата. Ќе осуждайте себ€ за это! ћожет быть, вы не стали певицей только потому, что в седьмом классе на уроке музыки вас дразнили за смешной голос. ѕозвольте себе завладеть воспоминани€ми настолько же, насколько они владеют вами!
 
ѕериод до п€ти лет может зан€ть двенадцать страниц, а может всего одну. Ќе нужно торопитьс€.  ак правило, истори€ жизни составл€ет от п€ти до двадцати п€ти тыс€ч слов. „аще всего люди пишут от дес€ти до п€тнадцати. ≈сли написать слишком мало, есть опасность, что вы всего лишь выразите скупое представление о самом себе, сформированное семьей и друзь€ми. ј если слишком много — можете так никогда и не закончить. ћы ищем равновеси€ между краткостью и перебором, между:
 
a. "ћы развелись, когда мне было двадцать дев€ть" и
 
b. "¬о вторник, третий вторник марта, сразу после моего дн€ рождени€, —элли надавила на тюбик с зубной пастой посередине… и это послужило предзнаменованием нашего развода, последовавшего в том же году".
 
≈сли воспоминание €ркое, довер€йте себе. ¬едь только вы здесь имеете значение. ≈сли событие поразило вас, это важно. ” каждого из нас есть необыкновенные истории, и единственна€ публика, котора€ нам нужна, — это наше собственное внимание и понимание.
 
 огда —юзанна описывала период от двадцати до двадцати п€ти лет, то упом€нула внезапную гибель сестры. ј когда продолжила отвечать на вопросы, то заметила, что многие любимые вещи покинули ее вместе с любимой сестрой. ¬первые она €сно увидела, как в ее жизни воцарилась тьма, и вызвана она была не только скорбью, но и чувством вины. ќни с сестрой были очень близки и проводили вместе помногу времени. √орю€ по сестре, она убрала с глаз долой не только ее одежду, но и собственные мечты и увлечени€.
 
ѕомните, что озарени€ приход€т к нам как будто вспышки. ќтвеча€ на вопросы, —юзанна по-новому посмотрела на свою жизнь. ѕозже, в ходе работы над историей жизни, чем и мы тоже займемс€ в ближайшее врем€, ее сердце начало оттаивать. —могла бы она снова послушать записи Ўарл€ јзнавура, которые они с сестрой так любили? —могла бы сейчас, двадцать лет спуст€, позволить себе ту самую поездку в ѕариж, которую они тогда собирались совершить вместе? —могла бы. » сделала — и то и другое.
 
ѕотер€в сестру, —юзанна потер€ла значительную часть самой себ€. ¬оскресив прошлое, она воскресила и себ€ саму дл€ будущего.
 
 онечно (и к счастью), не у каждого в жизни случались такие потр€сени€, как внезапна€ смерть сестры. Ќекоторые начинают писать в полной уверенности, что их истории выйдут донельз€ скучными. ћы убеждены, что наши серые будни никуда не год€тс€ по сравнению с €ркими красками чужих жизней. Ќо когда мы возвращаемс€ в тусклое и однообразное прошлое, то нередко с удивлением замечаем, что, если присмотретьс€ получше, повнимательнее, это самое прошлое становитс€ богаче, наполн€етс€ сочными цветами и смыслом.
 
¬споминаетс€ мо€ подруга Ћаура, воспитательница в детском садике, котора€ начала писать историю жизни в полной уверенности, что та получитс€ простой, как детска€ книжка-раскраска, банальной, как рифмы в детских стихах.
 
"я работаю с детьми уже двадцать лет, — сказала она мне, — они — мо€ жизнь. я как ћэри ѕоппинс".
 
ћэри ѕоппинс не могла поверить глазам, когда читала собственный текст. ќказалось, в ее жизни было столько забытых и утраченных увлечений: талант к игре на виолончели, любовь к танцу, гор€чий интерес к культуре  рита, восхищение ближневосточной кухней…  ороче говор€, остроты в ее жизни было не меньше, чем сладости.
 
ѕомните: когда пишете, необ€зательно все врем€ твердить "€, €, €, €", иногда нужно говорить "он, она, они" и рассказывать, как выгл€дели ваши отношени€ с близкими.
 
"ќн ударил мен€".
 
"ќна увела у мен€ парн€".
 
"ќни переехали в соседнюю квартиру".
 
“ренируйтесь, позвольте себе включать в текст всплывающие в пам€ти интересные подробности: "ќт моей тети Ѕеа всегда пахло тальком и лимонами".
 
Ќе корите себ€ за причуды пам€ти. Ќекоторые озарени€ могут вас удивить. Ќо они дар€т свет, чтобы можно было получше разгл€деть и узнать себ€.  онечно, работа€ над историей жизни, мы стремимс€ вспомнить о главном, но при этом выход€т наружу и при€тные мелочи. „то вам тогда нравилось? ѕопытайтесь рассказать об этом, будь то одежда или зан€ти€ в институте. ¬се это маленькие осколки вашего истинного "€".
 
¬озьмем, например, домашних животных.
 
 огда € была маленькой, бабушка с дедушкой держали боксеров. » сейчас при виде щенка этой породы у мен€ сердце подпрыгивает от радости. ѕудели, гончие и немецкие овчарки мне тоже симпатичны, но маленькие боксеры воодушевл€ют и вызывают у мен€ восторг. ¬се дело в воспоминани€х: вот € играю во дворе с боксерами Ўоном и  луни. ћы резвимс€ на лужайке.  луни нападает на одуванчики, развеива€ по ветру белоснежный пух — нет, это Ўон резко тормозит между сугробами, к его ошейнику шарфами прив€заны красные санки, в которых сижу € в зимнем комбинезоне.
 
¬озможно, воскреша€ воспоминани€, вы заметите, как медленно, но верно мен€ютс€ ваши предпочтени€. ќбратите внимание, что, вспомина€ определенные места и событи€, вы также можете ощутить некую св€зь с самим собой в молодости и даже перен€ть то настроение: радостное, грустное, задумчивое или шаловливое…
 
ѕозвольте мне напомнить, что слово "самобытный", которое мы употребл€ем применительно к творчеству, состоит из слов "сам" и "быть". ѕри написании истории жизни мы исследуем, кем мы были и кем €вл€емс€ — сами по себе. “ем самым мы находим в себе более €ркие краски и усиливаем уникальную личную жизненную частоту. ¬спомина€ собственную жизнь, мы понимаем, что она принадлежит нам. »стори€ жизни помогает нам быть/иметь/ делать/творить нечто особенное.
 
¬от несколько озарений, которые случились с моими студентами при работе с этим приемом:
 
· "я вдруг осознал, что всегда так жестоко осуждал и корил себ€ за то, как живу".
 
· "я пон€ла, что к себе и к своей семье надо относитьс€ с большим сочувствием".
 
· "я увидела, как долго не могла смиритьс€ с тем, что моей семье нет до мен€ дела".
 
· "я заметил, как всегда пыталс€ держать все под контролем — иногда до глупости".
 
· "я пон€ла, что в семейных отношени€х никогда не думала о себе".
 
· "я больше не чувствую, что прошлое управл€ет мною, — и мне понравилось писать!"
 
· "я подозревал, что мой "насто€щий" отец — на самом деле совсем не насто€щий, и знаете что? “еперь это совершенно не важно!!! ѕотому что € — это €, даже сам по себе!"
 
· "я освободилась от старой печали и гнева".
 
· "ћне удалось посмотреть на собственную жизнь объективно и разгл€деть в ней хорошее, а не думать только о плохом, как раньше. я также увидела, сколько всего св€зано с неосознанным поведением".
 
· "”х ты! “акой теплый визит в гости к самому себе!"
 
· "я удивилс€, сколько еще мусора мне пришлось выгрести, даже после двух лет, казалось бы, непрерывного самокопани€!"
 
· "я пон€ла, что и €ркие событи€, и невзгоды в моей жизни имели кармические причины".
 
· "Ќасколько разнообразной, €ркой и красочной была мо€ жизнь! ¬еликолепный кладезь творческих идей!"
 
Ќад этим заданием вы будете работать следующие две или три недели. ќно подарит нам ощущение личной целостности, а также:
 
· позволение выражать невыразимое
 
· позволение воображать невообразимое
 
· позволение создавать произведени€ искусства, ранее невозможные
 
ƒругими словами, хот€ истори€ жизни сама по себе не €вл€етс€ творчеством, она станет дл€ него источником.
 
–ежиссер ћартин —корсезе вспоминает, как в детстве у него над кроватью в италь€нском квартале Ќью-…орка висело всевид€щее око Ѕога. ќно всегда знало, что он делает или думает. ќно играло немалую роль в его детских фантази€х и не отпускало его так долго, что он даже некоторое врем€ проучилс€ в духовной семинарии, только бы примиритьс€ с этим божественным всеведением.
 
—овпадение ли, что уже взрослый режиссер —корсезе так часто снимает фильмы о вине и ее искуплении? —ам он думает, что нет. ѕисатель ƒжон Ќиколс, в раннем детстве потер€вший мать, сочинил удивительно глубокую и печальную повесть о брошенном ребенке, "¬олшебник одиночества", в которой творчески осветил собственную потерю.
 
ћо€ сестра Ћибби, блест€щий художник-портретист, направила свои умени€ на "творчество из воспоминаний", чтобы избавитьс€ от груза трудного детства. ќна написала серию автобиографических полотен маслом, где изобразила себ€ и лошадь, свою тогдашнюю питомицу. Ёта сери€ по сей день остаетс€ одной из лучших и наиболее оригинальных среди ее работ. » именно тогда Ћибби пон€ла, что смогла бы и дальше продолжать писать технически сложные совместные портреты детей и животных.
 
¬оскреша€ воспоминани€, мы получаем доступ к содержащейс€ в них творческой энергии. ќни станов€тс€ не только источником вдохновени€, но и топливом. » дар€т нам не только идеи, но и силы, чтобы воплотить их в жизнь. Ќасто€щее искусство создаетс€ изнутри, а не снаружи. ј дл€ этого надо знать, что у нас внутри, и это самопознание требует уединени€ и внимани€. Ёто и есть плоды работы с историей жизни.
 
«јƒјЌ»я
1. «аметки дл€ истории жизни. Ќа этой неделе каждый день удел€йте немного времени ответам на вопросы дл€ истории жизни из этой главы. ≈сли окажетс€, что вам проще сразу начать писать текст вместо кратких заметок, пропустите это задание и переходите сразу к основному.
 
2. ѕовесьте записку на зеркало: "ƒа, € смогу написать историю жизни".
 
3. —в€житесь с кем-нибудь и дайте обещание. ѕозвоните или напишите кому-нибудь из списка творческого кружка. ќбъ€сните, чем вы собираетесь зан€тьс€, и торжественно пообещайте завершить начатое. ¬озможно, вам будет проще договоритьс€ созваниватьс€ раз в неделю, чтобы рассказать, как идут дела.
 
4. Ќапишите историю жизни. ќпира€сь на уже написанные заметки или независимо от них, начинайте записывать свои воспоминани€. ѕишите очень быстро, не задумыва€сь. ћожно завести будильник на час и писать, пока он не зазвенит, хот€ при желании можно и дольше. (Ќекоторые говор€т, что, начав писать, не могут остановитьс€.)
 
ћен€ часто спрашивают, можно ли заниматьс€ историей жизни вместо утренних страниц. Ќет, нет и нет! —траницы — очень важный €корь в вашей жизни. Ќе рубите канаты. ѕредставьте, что это веревка, пристегнута€ к вам, и как бы глубоко вы ни спускались в пучину собственных воспоминаний, она обеспечивает безопасность и св€зь с внешним миром.
 
5. «аполните пропуски. ѕожалуйста, заполните пропуски дл€ каждого периода, который вы уже пережили. ¬ыполните это задание в дополнение к собственным заметкам дл€ истории жизни.
 
1–5 лет
 
 огда € был(а) ребенком, то больше всего любил(а) играть с… (им€ друга)
 
ќб этом друге детства € помню…
 
ћоей любимой игрушкой был…
 
ћоей любимой игрой был…
 
ћы жили…
 
” нас дома было…
 
я помню, как мне нравилось ходить в…
 
” нас в семье было много…
 
ћои брать€ и сестры…
 
»з домашних животных у мен€ был…
 
5-10 лет
 
ћоим любимым предметом в школе был…
 
ћои учител€…
 
ћой лучший(а€) друг (подруга)…
 
ћне нравилось…
 
ћоим любимым учителем был…
 
я помню…
 
Ѕольше всего € ненавидел(а) учител€…
 
¬ школе мен€ хвалили за…
 
ћои родители думали, что €…
 
ј мне казалось, что €…
 
10–15 лет
 
¬ этом возрасте € начал(а)…
 
ћне очень нравилось…
 
 огда мне хотелось приключений, €…
 
ћоими друзь€ми были…
 
ќтношение к алкоголю и наркотикам…
 
ќтношение к сексу…
 
ћои родители…
 
¬ семье мен€ считали…
 
ƒрузь€ называли мен€…
 
 огда мне хотелось развлечьс€, €…
 
15–20 лет
 
¬ этом возрасте € считал(а) себ€…
 
ћне было не так одиноко, когда…
 
¬еселее всего мне было (с кем?)…
 
я экспериментировал(а) с…
 
я тогда работал(а)…
 
ћне казалось, что €…
 
ћое отношение к алкоголю, наркотикам, еде и сексу…
 
ќбщатьс€ с друзь€ми мы ходили (куда?)…
 
 огда мне хотелось развлечьс€, €…
 
 огда нам с друзь€ми хотелось при€тно провести врем€, мы…
 
20–25 лет
 
¬ этом возрасте € считал(а) себ€…
 
ћоими ближайшими друзь€ми были…
 
ћне тогда хотелось стать…
 
я училс€(ась)…
 
“огда € заинтересовалс€(ась)…
 
”чеба в ¬”«е мне казалась…
 
ћое отношение к алкоголю, наркотикам, еде и сексу…
 
Ќаши отношени€ с матерью…
 
Ќаши отношени€ с отцом…
 
ћузыка, книги, фильмы и другие культурные развлечени€…
 
25–30 лет
 
¬ целом, этот возраст был дл€ мен€…
 
ћоими близкими друзь€ми были…
 
я зан€лс€(ась)…
 
я осознал(а) или поверил(а), что…
 
” мен€ начались трудности с…
 
я более объективно посмотрел(а) на…
 
ћое отношение к себе…
 
ћо€ духовна€ жизнь…
 
»сточником моего самоопределени€ был…
 
ѕередо мной был выбор…
 
30–40 лет
 
¬ этом возрасте € начал(а) чувствовать…
 
∆изнь казалась мне…
 
Ќаверное, это потому что…
 
ћои друзь€…
 
я оказалс€(ась)…
 
я заинтересовалс€(ась)…
 
”влечени€…
 
ћо€ жизнь подчин€лась…
 
я считал(а) себ€…
 
ћне захотелось…
 
40–50 лет
 
 огда мне исполнилось сорок, € обнаружил(а)…
 
я удивилс€(ась), как…
 
ћне всего лишь хотелось…
 
я говорил(а) себе…
 
ќказалось, € могу…
 
“еперь мои друзь€…
 
я проводил(а) врем€…
 
я все больше и больше занималс€(ась)…
 
я гораздо глубже ощутил(а)…
 
ћир казалс€ мне…
 
50–60 лет
 
 огда мне перевалило за п€тьдес€т, мо€ духовна€ жизнь…
 
 аждый день €…
 
я смирилс€(ась) с…
 
я сердилс€(ась) на…
 
я решил(а)…
 
я начал(а)…
 
я зан€лс€(ась)…
 
ќказалось, что €…
 
ћои взгл€ды на жизнь…
 
я начал(а) активно искать…
 
60–70 лет
 
ќказалось, что в шестьдес€т € могу…
 
ћен€ очень удивило, что…
 
ћне нравилось чувствовать…
 
я ощутил(а) свободу от…
 
ћои сожалени€ стали…
 
ћо€ €сность начала…
 
„тобы все было честно, € потребовала…
 
я с нетерпением ожидал(а)…
 
ќказалось, € больше не могу…
 
я решил(а)…
 
70–80 лет (и более)
 
 огда мне исполнилось семьдес€т, мой интерес к…
 
ћое внимание к…
 
я ощущал(а)…
 
я увлекалс€(ась)…
 
–адость мне дарил…
 
я волновалась о…
 
ћое возвращение…
 
я смирилс€(ась)…
 
ћне было любопытно…
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку